В 2020 году одним из победителей Всероссийского конкурса проектов создания комфортной городской среды стал проект прибрежной территории и городского парка Белорецка, разработанный архитектурной студией ORCHESTRA DESIGN. По их концепту планируют создать «Квартал вдохновения» — огромное рекреационное пространство с несколькими маршрутами, делающими город новой точкой туристического притяжения. О том, почему пятнадцати человек достаточно для отражения желаний горожан, о подходе «ничего не менять», а также о консолидации активистов через социальные сети и администрацию города — читайте в интервью с архитектором и соосновательницей студии Екатериной Гольдберг.
«Доверие ― самое важное для городского развития»
- Текст:Михаил Волокитин12 мая 2021
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
— В одной из презентаций проекта вы сказали, что ключевой кластер в парке будет туристический, потому что туризм — сильнейшая составляющая местной идентичности. Выходит ли из этого, что новое пространство создается, скорее, для гостей города? Об этом, к примеру, заявляет и концепция спортивных снарядов, знакомящих посетителей с особенностями южно-уральской природы.
— Наш проект в первую очередь делается для жителей и разрабатывается вместе с ними. Та же концепция спортивных снарядов была придумана с учениками центра туризма и центра юннатов, которые ежедневно занимаются на территории парка. Сначала они описали для нас природные особенности гор Южного Урала, их историю и мифы, затем мы с ними разработали навигацию и придумали спортивные объекты. Этой зимой они уже протестировали их в минус двадцать градусов, и мы поняли, что оборудование отлично работают в любой сезон и создает возможность активной прогулки даже в мороз.
А почему мы, вообще, уделили большое внимание туризму — потому что эта та сфера, которая интересует здешнюю молодежь и сможет разнообразить экономику города, создав новые рабочие места.
Студенты Белорецка хотят создавать свои авторские маршруты, приложения и коммуникационные проекты. Поэтому нам было важно продумать, как все это будет реализовываться: например, кроме архитектурного проекта, мы вместе с партнерами разработали концепцию образовательного центра туризма на Южном Урале, который как раз поможет на программном уровне развивать подобные идеи. Кроме того, для многих туристов Белорецк уже становится отправной точкой маршрутов по Южноуральским горам. Правда, пока гости заезжают сюда лишь за покупками перед путешествием, а в будущем смогут познакомиться с горнозаводской историей, подготовиться к трекингу в горах, узнать о правилах экологического туризма, посетить мастер-классы, встретиться с гидом, а также арендовать оборудование и получить карты маршрутов. Это создаст совсем другой пользовательский опыт и поможет развивать туристические программы с просветительским и экологическим уклоном.
Концептуальная схема маршрута по Большой Южноуральской тропе
— Понятно, что у вас очень амбициозный проект: складывается ощущение, что парк стремится стать не просто зоной рекреации, а новым символом города. Вы уверены, что не переоцениваете значение этого места?
— Мы много работаем с малыми городами и понимаем, что в каждом из них есть одно или максимум два-три места силы и что очень важно начинать изменения с них, потому что такие пространства используются всем городом. Наш проект как раз соединяет самые популярные места Белорецка — парк, набережную и центральную площадь и создает единый рекреационный квартал. Для горожан все это пространство уже очень важно. Вокруг него сконцентрировано много городских объектов культурного наследия, отсюда открываются самые красивые виды на горы и мартеновские цеха металлургического завода, здесь же находятся почти все городские центры дополнительного образования и тренируются спортивные сообщества. Только сейчас эта территория в упадке: здесь много грязи, объекты наследия требуют реставрации, но когда квартал откроется, им точно будут пользоваться все горожане. Мы также надеемся, что после этого жители почувствуют гордость за природное и культурное наследие и поймут, что город меняется в лучшую сторону. Для нас важно, чтобы после окончания реставрации и другие пространства продолжили развиваться. Например, жители Белорецка давно надеялись на восстановление самого длинного в России деревянного моста, который пришел в аварийное состояние и был демонтирован, а сейчас уже готовят к запуску краудфандинговую кампанию по его восстановлению.
Аксонометрия смотровой лестницы с амфитеатром
— В сентябре прошлого года вы стали одними из победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. Насколько я понимаю, на восемь городов и сел Башкирии из фонда выделили 520 миллионов рублей. На какую сумму из этого гранта рассчитываете вы?
— На реализацию нашего проекта будет потрачено около 120 миллионов — это федеральный и республиканский бюджеты. У нас уже есть рабочая документация, которая прошла экспертизу. В рамках нее разработан первый этап реализации проекта — это территория парка. Второй этап будет реализовываться по программе формирования комфортной городской среды на следующий год — набережная реки Белой и площадь вокруг водонапорной башни. Над проектом мы работаем вместе с Институтом развития городов Башкортостана. Они синхронизируют проект с другими программами, чтобы не просто создать общественное пространство, но и дороги починить, обновить сети и так далее. Они также отвечают за республиканскую экспертизу, привлекают необходимых партнеров. Мы совместно ведем авторский надзор за строительством, вместе решаем проблемы, которые появляются.
— А как объекты культурного наследия — Дом Горноуправляющего, здание бывшей женской гимназии и Дворец культуры — включатся в проект?
— В этом году начнется проектирование реставрации Дворца культуры. Он сохранит существующую функцию и добавит современные. Также создается фонд, который поможет заниматься остальными объектами наследия. Дом Горноуправляющего и здание гимназии свои функции поменяют: станут общественными пространствами — какими именно пока уточняется. А сам парк ― это природоохранная зона, поэтому мы активно сотрудничаем с дендрологами и, конечно, никак не будем вырубать сосновый бор.
— На открытом сайте по разработке концепции сказано, что в ее составлении участвовали 330 горожан. Такого отклика достаточно для отражения реальных желаний города с населением в 65 тысяч?
— В общественных обсуждениях проекта всегда участвуют только самые активные жители, но это все равно важно для всех горожан, потому что идеи транслируются в социальных сетях и средствах массовой информации. Так что те люди, которые не готовы заполнить опрос или подключиться к программе вовлечения, все равно знают, что происходит, и если им что-то не нравится, дают обратную связь. Например, в проекте Белорецка у нас было около пятнадцати активистов, которые не только ходили на семинары, но и разрабатывали свои туристические маршруты, принимали участие в марафоне авторских экскурсий. Сам марафон потом посмотрели более двух тысяч жителей, некоторые из них оставляли комментарии и идеи. Кроме того, на каждом семинаре обычно подключаются около ста участников, а онлайн-трансляцию или альбом проекта отсматривает еще больше человек. В общем, важно приложить максимум усилий, чтобы жители узнали о проекте, и потом отдельно работать с представителями разных аудиторий, чтобы учесть мнение всех жителей, а не только представителей активных сообществ.
Визуализация набережной вдоль Белорецкого пруда
Визуализация соснового бора
— А как современные технологии помогли консолидировать активистов и на что именно в проекте это повлияло?
— Современные технологии сначала помогают выявить сообщества, для которых важна проектная территория, а затем — распространять среди них информацию. Для работы с молодежью социальный сети значат все: там очень удобно делать чаты с активистами, оперативно все уточнять. Так мы сотрудничаем со спортивными объединениями города и теперь понимаем, что, к примеру, для скалолазов и ледолазов важна площадка для болельщиков и лестница, которая свяжет вершину скалы Уроки с ее подножием. Но соцсети помогают не всегда: например, для связи с пенсионерами нужны обзвоны, личные приглашения на общественные обсуждения, а иногда и отдельные фокус-группы. Вообще, для того, чтобы понять на какие социально-незащищенные слои нужно обращать внимание, необходимо делать запрос в администрации города. Так, от них мы узнали об обществе слепых, что было очень важно, потому что туда входит около двух тысяч человек, а наша территория гористая и небезопасная. После многих встреч и телефонных разговоров с активистами мы и разработали безопасный маршрут и уже предварительно протестировали его в зимнее время. Самое сложное — создать единую консолидированную концепцию, которая ответит на запросы разных групп пользователей, а иногда и разрешит между ними конфликты.
— Как вы относитесь к тому, что Притцкеровскую премию в этом году получили основатели французского бюро Lacaton&Vassal, которые часто работали над реконструкциями и реновациями с подходом «почти ничего не менять в объекте без необходимости»? Они, например, для реконструкции площади в Бордо решили просто заменить гравий, обработать деревья и прибраться, а в Париже отказались сносить жилую башню, вместо этого немого ее перестроив.
— Нам очень нравится такой подход. Мы тоже максимально раскрываем исторические достоинства пространства и с уважением относимся к духу места. Однако пример площади в Бордо — особенная история, она не показательна для работы бюро и никак не может быть примером для многих других общественных пространств.
Особенно в малых российских городах жителям очень нужны новые функции, у них большая жажда к культурному, просветительскому и спортивному досугу. Поэтому, сохраняя ценность места, его историческую структуру, усиливая эмоциональные связи, мы дополняем их новыми функциональными решениями.
В некоторых наших проектах это — очень минималистичные решения, которые просто создают новые связи и дают возможность новых сценариев, как было, например, в Тейково и Тотьме, а где-то более масштабные — как молодежное пространство со скейт-парком в Дюртюлях на территории заброшенного завода или лестница в Белорецке, дающая функционал и отражающая важную связь.
— А важно ли гражданское общество для качественного плейсмейкинга? Вовлеченность горожан и их понимание города зависит от уровня демократии?
— Доверие — самое важное для городского развития. Доверие между архитекторами и администрацией, администрацией и жителями, архитекторами и жителями, предпринимателями и администрацией и так далее. Мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда в начале проекта такого доверия нет. Для нас важно, что хорошо реализованный проект такое доверие создает, потому что является результатом совместных усилий, а значит создает возможность какого-то следующего шага и более долгосрочных изменений. Мы замечаем, как постепенно меняется подход горожан. На первом этапе — это, в основном, про жалобы и базовые требования: чистота, скамейки, урны. А на следующем — уже начинаются разговоры о том, что каждый готов сделать для проекта. Вот здесь и появляется плейсмейкинг, его ведь без жителей и сообществ не сделать — это готовность не только быть потребителем, но и вместе создавать, а потом заботиться о проекте. Так что зарождение такой готовности во многом подтверждает и присутствие гражданского общества, и развитие демократии.
Партнер проекта — Институт развития городов республики Башкортостан.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: